ПРОКУРАТУРА разъясняет

Ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина

В настоящее время вопросы миграционной политики достаточно актуальны в связи с продолжающимся массовым въездом в Российскую Федерацию и пребыванием в ней иностранных граждан и лиц без гражданства, преимущественно из стран СНГ, а также в связи с обострившейся угрозой международного терроризма. Правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции в Российской Федерации осуществляет Федеральная миграционная служба.

Статьей 322.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их незаконного пребывания или проезда через территорию страны. За данное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Так, многие граждане с целью получения денежных средств «прописывают» иностранцев в свое жилье. Такие квартиры в юридической практике стали называть «резиновыми», так как зачастую на ограниченном количестве жилой площади иностранных граждан регистрируют несколькими десятками человек.

 ышеназванные действия с 21.12.2013 образуют состав преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ – фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации. За данное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. 

Действия по фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении образуют состав преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, за которое также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Под фиктивной постановкой на учет по месту пребывания иностранцев понимаются действия, связанные с представлением заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов без намерения принимающей стороны предоставить эти помещения иностранцам для проживания, либо без намерения иностранцев проживать в данных жилых помещениях.

Порядок обжалования решения общего собрания собственников многоквартирного дома

Согласно положениям части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. При этом суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

За привлечение денежных средств граждан в крупном размере в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов установлена уголовная ответственность

Так, предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и/или иных объектов недвижимости в крупном размере наказывается обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно в особо крупном размере, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы до 2 лет или без такового.

Указанные деяния признаются совершенными в крупном размере, если сумма привлеченных денежных средств превышает 3 миллиона рублей, в особо крупном размере — 5 миллионов рублей.

Лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если сумма привлеченных денежных средств возмещена в полном объеме и/или если лицом приняты меры, в результате которых многоквартирный дом введен в эксплуатацию.

Изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральным законом Российской федерации от 01.05.2016 № 129-ФЗ внесены изменения в статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно изменениям иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации и ставшие участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию, предоставлено право на получение в упрощенном порядке вида на жительство в РФ.

Также установлено, что вид на жительство выдается на срок действия Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Изменения вступают в силу 30.07.2016.

«Материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи являются доказательством при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

Федеральным законом от 26 апреля 2016 года №114-ФЗ внесены изменения в статью 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принятыми поправками закреплено, что материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных и иные носители информации относятся к документам и, как следствие, признаются доказательствами по делу об административном правонарушении.

Изменения вступили в силу 7 мая 2016 года.

Новое в законодательстве

Федеральным законом от 09.03.2016 N 54-ФЗ в КоАП РФ включена статья 14.62, предусматривающая ответственность за осуществление деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества.

В частности, организация либо осуществление лицом деятельности по привлечению денежных средств или иного имущества физических или юридических лиц, при которой выплата дохода или предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств иных физических или юридических лиц при отсутствии инвестиционной, законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 50 тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 тысяч до 100 тысяч рублей, на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Указом Президента РФ от 01.04.2016 N 147 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы.

Национальный план направлен на решение основных задач, в том числе:

совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.

Увеличен минимальный размер оплаты труда

В соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2016 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 6204 рубля в месяц (ранее минимальный размер оплаты труда составлял 5965 рублей). Увеличение составило 4,0 %.
Повышение минимального размера оплаты труда обусловлено задачей его приближения к величине прожиточного минимума трудоспособного населения. Согласно статьи 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Изменения в Федеральном законе

Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дополнен указанием на такие новые формы массовых публичных мероприятий, требующих согласования при их проведении, как демонстрация путем передвижения на транспортных средствах (автопробег) и пикетирование с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций (размещение палаточных городков).

Соответствующие изменения федерального законодательства заполняют пробелы правоприменительной практики, при этом по-прежнему не требуют согласования проведение собрания или пикетирования одним участником без использования быстровозводимых сборно-разборных конструкций.

Напомним, что за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования ст. 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность с наказанием для граждан в виде штрафа от десяти тысяч рублей до административного ареста; за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования установлена ст. 212.1 УК РФ установлена уголовная ответственность. Статья Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает наказание в том числе в виде лишения свободы сроком до пяти лет.

Обновлена форма платежного документа

Приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/про обновлена форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг

В нее включены 2 новых раздела — «Расчет размера взноса на капитальный ремонт» и «Информация для внесения взноса на капитальный ремонт». Кроме того, добавлена строка «Контактные данные органа государственного жилищного надзора субъекта РФ, номер телефона, часы приема».

Также утверждены Методические рекомендации по заполнению обновленной формы, содержащие порядок заполнения, в том числе новых разделов.

Новое в антикоррупционном законодательстве

Федеральным законом Российской Федерации от 08 марта 2015 года № 40-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе, и в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации.

В частности, внесены изменения в часть первую статьи 290 УК РФ и части первую и вторую статьи 291 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за получение взятки и дачу взятки — в санкциях вышеуказанных статей снижен минимальный предел кратности штрафа от суммы взятки.

Так, в части первой статьи 290 УК РФ минимальный размер штрафа снижен до десятикратной суммы взятки, а в части первой статьи 291 УК РФ минимальный размер штрафа снижен до пятикратной суммы взятки.

В то же время, санкции данных статей дополнены альтернативным видом уголовного наказания в виде исправительных работ, также законодатель предусмотрел в части первой статьи 290 УК РФ и части второй статьи 291 УК РФ штраф в размере до одного миллиона рублей, в части первой статьи 291 УК РФ штраф в размере до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, суды наделены полномочиями назначать кратный штраф в качестве дополнительного наказания одновременно с наиболее строгим наказанием в виде лишения свободы.

Статья 230 Уголовно-процессуального кодекса РФ дополнена положениями, предусматривающими возможность наложения ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) в целях обеспечения наказания в виде штрафа.

В статью 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым срок добровольной уплаты штрафа увеличен с 30 до 60 дней.

Данный Федеральный закон вступил в законную силу 19 марта 2015 года.

Усилена уголовная ответственность за преступления, совершаемые в целях хищения денежных средств с использованием высоких технологий в банковской сфере

Федеральным законом от 08.06.2015 №153-ФЗ «О внесении изменений в статью 187 Уголовного кодекса Российской Федерации» в новой редакции изложен абзац первый части первой статьи 187 УК РФ, которая теперь называется «Неправомерный оборот средств платежей» (в прежней редакции – «Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов»).

Тем самым наряду с изготовлением в целях сбыта и (или) сбытом поддельных платежных карт закрепляется ответственность за совершение тех же действий в отношении поддельных распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 УК РФ «Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств.

Утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, а также формы паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).

Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на другом объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются категории мест массового пребывания людей:

1 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

2 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

3 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Перечень таких мест в пределах территорий субъектов Федерации или муниципальных образований определяется соответственно региональными или местными органами по согласованию с территориальными органами ФСБ России, МВД России и МЧС России.

В зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности.

Все места массового пребывания людей независимо от категории оборудуются системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, освещения.

В целях поддержания правопорядка в таких местах организуется их физическая охрана.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1629-р (ред. от 4 марта 2015 года) утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией.

Об изменениях законодательства в части эвакуации транспортных средств

19 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Одним из наиболее значимых моментов стало упрощение и упорядочение процедуры эвакуации транспорта, разъяснение оснований для ее начала и прекращения.

В соответствии с введенным «Новым» пунктом 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ определено, что задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с ПДД, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Из вышеуказанного следует, что в случае, если владелец транспортного средства, либо лицо, имеющее право управления данным типом транспорта, подойдет до начала движения эвакуатора, процесс эвакуации считается не начавшимся. Следовательно, в отношении нарушителя должен быть составлен административный материал о допущенном правонарушении, а машина — спущена на асфальт. Соответственно, если эвакуатор начал движение, правовых оснований для остановки и возврата автомобиля нет, — нарушитель должен будет уплатить штраф, а также услуги по доставлению транспортного средства на специализированную стоянку и содержанию на ней.

Также статьей 27.13 КоАП РФ определено, что должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

При нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Таким образом, эвакуация будет осуществляться лишь если в месте, где запрещена остановка, наряду со знаком 3.27 ПДД РФ «Остановка запрещена» установлена информационная табличка 8.24 ПДД РФ «Работает эвакуатор».