Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 432072, г. Ульяновск, пр-кт Ленинского Комсомола, д. 28
  • 8 (8422) 73-54-34

Новости

Вот у кого таланты не пропадают! Александру Додосову сегодня 70 лет

Вот у кого таланты не пропадают! Александру Додосову сегодня 70 лет
Вот у кого таланты не пропадают! Александру Додосову сегодня 70 лет

Количество просмотров: 14

В это трудно поверить: Александру Додосову 7 ноября исполнилось 70 лет. Он по-молодому строен, подтянут, как обычно, артистичен, глаза искрятся юмором, а дирижерская палочка все так же умело выводит узоры, по которым устремляются ввысь божественные звуки голосов его воспитанников.

Сегодня он, директор Детской школы искусств №10, известной за пределами не только Ульяновской области, но и страны, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Ульяновской области, лауреат Грушинских фестивалей, обладатель других званий, титулов и наград, принимает поздравления от своих многочисленных воспитанников и друзей. Его телефон, вероятно, раскалён добела, и все время требует зарядки.

В непростое для него предъюбилейное время Александр Николаевич согласился встретиться с нашим корреспондентом. И разговор начался именно с этих звонков:

— Выпускники помнят и любят нашу школу, — говорит он, — при случае приезжают, заходят, плачут, вспоминают: вот тут у меня было сольфеджио, там меня поругали, здесь похвалили… Обычно у ребят теплые, светлые воспоминания. Они разъехались по всему миру. Самая дальняя страна, где преподает одна из моих учениц Александра Гольдберг, — Новая Зеландия. Мы как-то общались с ней, когда у нас был вечер, а них — утро, то есть она звонила мне из следующего дня. Это было символично! Не все ребята, конечно, звонят и пишут, но при встрече благодарят не только за приобретение профессиональных навыков, но и за уроки жизни. Ведь мы не стремимся к тому, чтобы все из них стали музыкантами.

— Что же главное Вы вкладываете в своих учеников?

— Наша фишка в том, что ребенок в процессе обучения и воспитания должен стать умным, активным, эрудированным, смог вписаться в социум, достичь высот в профессии, которую выбрал. Поэтому в своей педагогической практике я, работая над той или иной песней, рассказываю детям обо всем, что с ней связано. Например, если песня о войне, говорю о своем отце, который воевал, и о двоюродных братьях, старший из которых офицером прошел всю Великую Отечественную, а младший в первом же бою был убит, потому что одну винтовку выдавали на троих. Дети, не дыша, слушают меня. После этого и песня звучит иначе. Одно дело просто выучить ноты и слова, а другое дело – прочувствовать их. И мы не один Гран-при завоевали, когда исполняли такие песни.

— Александр Николаевич, Вы — создатель нескольких хоровых коллективов, и невозможно подсчитать, сколько побед одержали они на всевозможных конкурсах и фестивалях. Но может быть, какая-то из них Вам особенно дорога и памятна?

— Победы и награды на конкурсах нужны для воспитания детей, чтобы они учились преодолевать препятствия. Запомнился такой экстремальный эпизод, когда мы должны были выступить на одном из самых престижных хоровых конкурсов страны «Звучит Москва», где пели не только российские дети, но и из-за рубежа. Наш коллектив попал в трудную ситуацию. Начнем с того, что нас разбудили в поезде в три часа ночи, когда въехали в санитарную зону. Потом в Москве нас не покормили и повезли не в ту гостиницу. В консерваторию мы приехали с вещами, бросили их в каком-то помещении, и сразу — на сцену. Дети прошли конкурс западной и русской духовной музыки, а затем был общий конкурс, на который чуть ли не бегом пришлось добираться до другого здания. Дети расстроились, плакали: казалось, что плохо выступили. Когда подвели итоги, оказалось, что и в первом, и во втором конкурсах мы заняли вторые места. Вот это была победа!

— Как строите репертуар? Классика и только классика?

— Классика необходима для общего уровня. Сейчас исполнять ее трудно, а дальше будет еще труднее. Дело в том, что советское радио передавало классику регулярно, хоть как-то она была на слуху. Сейчас по радио и на ТВ звучит безликая попса. И дети это воспринимают. После лета нам приходится приводить их в порядок, чтобы они не пели тем ужасным звуком, который слышат. А вообще, мы исполняем самую разную музыку — и Игоря Крутого, и авторскую, и народную. Главное, чтобы она поднимала нас выше того, что уже имеем. Также музыка должна быть эксклюзивной: то, как аранжирует, казалось бы, обычные песни наш концертмейстер и хормейстер Стела Семенова, нет ни у кого, и зрители, слушая их, нередко плачут на наших выступлениях.

— Александр Николаевич, давайте попробуем вернуться к началу Вашей музыкальной карьеры. Знаю, что музыкантом стать Вы не собирались…

— Музыкой я занимался любительски. Готовился поступать в институт физкультуры, поскольку был чемпионом Казани по боксу. Музыкальную школу в Юдино, одном из районов Казани, где жили мои родители, не смог закончить по семейным обстоятельствам. Но тяга к музыке была непреодолимая: играл в школьных оркестрах, в вокально-инструментальном ансамбле. После десятилетки первой записью в трудовой книжке стала «руководитель детского хора». Это было в Юдинском доме пионеров.

Я с лёту играл любую вещь на аккордеоне, и меня взяли концертмейстером в этот хор. Его руководительница вскоре ушла, и меня поставили на ее место. Занимался хором до своего поступления в Казанский пединститут.

В Юдино мы создали модный в то время детский вокально-инструментальный ансамбль. Тогда был очень успешный грузинский «Мзиури», которому подражали. В итоге появился наш «Подснежник». Публике он понравился, быстро обрел известность в республике. Были выступления на телевидении, участие в правительственных концертах. Желающих попасть в ансамбль было так много, что из 60 мы отбирали одного. Я посчитал, что это большое расточительство отсеивать талантливых детей, и создал из них еще и хор. Тоже был успех. На конкурсах и смотрах нас хвалили, давали первые места. Члены жюри, удивлялись, что у меня, руководителя, нет никакого музыкального образования. Спрашивали: «А как же у Вас дети поют многоголосье?» Дело в том, что я сам придумывал партии, напевал их детям. Конечно, мы не исполняли сложных Баха, Моцарта или Перголези. Пели то, что звучало по советскому радио и телевидению, Шаинского и других. Это были легкие вещи, которые любит публика.

— Как Вы решились поступить в консерваторию? Ведь на тот момент Вам было 30 лет, и Вы уже были семейным человеком и работали в милиции…

— Я занимался в хоре энергетического института у доцента Казанской консерватории Алевтины Владимировны Булдаковой. И у нее возник вопрос: а, собственно, почему с такими данными я до сих пор не в консерватории? И я решил использовать последний шанс получить высшее музыкальное образование. Благодаря занятиям у Булдаковой сдал вступительные экзамены. На ученом совете разгорелся спор. Как уже потом узнал, что меня отстоял профессор Казачков, который сказал, что многие люди, закончившие консерваторию, не работают потом по специальности, а тут есть человек, у которого известный в республике хор, и есть все данные, нет только образования, и грехом было бы не принять его. Профессора я не подвел. Учился на отлично. Комиссия на защите дипломной работы аплодировала моим детям стоя. Но это была не только моя заслуга. Если бы не моя жена Тамара, не было бы консерватории. Она меня поддержала и взяла на себя многие заботы. Вместе мы сторожили детский сад. Снег покидаем, потом я сажусь за фортепиано, а жена – за учебник педагогики, поскольку тоже тогда была студенткой. У Тамары – ангельский характер, бесконечное терпение. Отношусь к ней с большой нежностью.

— Интересно, что в Ульяновск Вас отправил работать легендарный человек…

— Это был Герой Социалистического труда, тогдашний секретарь Союза композиторов СССР и ректор Казанской консерватории Назиб Гаязович Жиганов. Его имя сейчас носит консерватория. Напутствуя меня на распределении, он сказал мне: «Поезжай в Ульяновск, будешь там поднимать культуру…» Были еще обстоятельства для переезда: в Казани с женой и двумя детьми мы жили вместе с родителями. А в Ульяновске, в новом городе, квартиры давали. Здесь у нас Тамарой родился третий ребенок. И нам дали квартиру!

— Настоящей удачей в Вашей жизни была дружба с поэтом Евгением Евтушенко, которая завязалась благодаря Вашему ансамблю «Витаминки». Расскажите об этом.

— Несколько лет назад мне от руководства Грушинского фестиваля поступила просьба выучить с «Витаминками» для исполнения что-нибудь на стихи Евтушенко, поскольку поэт должен был приехать на фестиваль. Мне даже дали диск с его песнями, но все они были для взрослых. В сборнике я нашел стихи Евтушенко о русских бабушках, и попросил некоторых авторов написать к ним мелодию, но получились банальные варианты. А тут мы с «Витаминками» с концертами путешествовали по югу России. И в пути, хотя давно не пишу музыку, я начал что-то наигрывать, и один из вариантов показал родителям, которые были с нами. Им понравилось. Мне песня казалась неинтересной, но когда начали учить с детьми, у меня сердце упало, как это хорошо звучит. И мы спели ее на Грушинском фестивале. Евтушенко она понравилась, мы познакомились, он подарил нам свою книжку с надписью: «Своей песней «Витаминки» стерли все мои морщинки». Прошло года два, и вдруг – звонок! «Здравствуйте, это Евгений Александрович Евтушенко!» Думал — розыгрыш, сам их не раз устраивал друзьям. Оказалось, действительно — Евтушенко, и он приглашает нас с «Витаминками» к себе на день рождения в Переделкино. Этот выдающийся человек и поэт тогда подарил государству свою переделкинскую дачу, увешанную картинами самых известных художников-авангардистов ХХ века, которые те ему дарили. В одном из залов были фотоработы самого Евгения Александровича, ведь он еще и прекрасный фотограф. Мы выступили, там была представительная публика, несколько послов иностранных государств. Поэт позаботился, чтобы нас накормили и разместили на ночлег, лично вышел нас провожать. Прошло время, но Евтушенко не забыл про нас, и когда был в Ульяновске, то интересовался у меня, кем стали подросшие «Витаминки», кто сейчас в составе группы, выступаем ли на Грушинском фестивале?..

— Что поддерживает Вас в жизни?

— Любовь, как бы это ни звучало банально. Люблю свою работу, учеников, наш коллектив. У меня прекрасная жена Тамара. Скоро у нас с ней «золотая» свадьба. Воспитали троих детей. Старшая дочь Анна пошла по моим стопам, она успешно работала хормейстером в Москве, сейчас занимается воспитанием двоих детей, живёт в Люблино в Словении. А до этого мы с ней не раз встречались на разных фестивалях и знакомили друг с другом наших воспитанников. Это было необыкновенно приятно! Дочь, кстати, только что звонила и сообщила, что ее сын и мой внук, одиннадцатилетний Илья, занял второе место на вокальном конкурсе в Сан-Марино. В общем я по-настоящему счастливый человек.

Р.S. 8 ноября в 17.00 в ДК «Губернаторский» состоится творческий вечер, посвященный 30-летию отделения хорового пения ДШИ №10 и 70-летию Александра Додосова. Хоры будут петь с Ульяновским государственным оркестром русских народных инструментов. Приедут выпускники школы разных лет, которые тоже выступят на сцене.

автор: Ульяновск Сегодня