Антикоррупционная деятельность

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? 

КОРРУПЦИЯ (ст. 1 п. 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции») – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В администрации города Ульяновска работает телефон «горячей линии» — 8 (8422) 42-58-10, в администрации Заволжского района Ульяновска — 8 (8422) 73-54-10.

По этим номерам любой гражданин может обратиться с заявлением об известных ему фактах коррупции, волокиты, вымогательства, злоупотребления служебным положением со стороны муниципальных служащих отраслевых (функциональных) и территориальных органов управления администрации города Ульяновска.

Безопасность, анонимность и конфиденциальность любого обратившегося гражданина гарантируется.

По каждому обращению проводится проверка.

Время работы телефона с 09.00 до 16.00 часов ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Электронный адрес — adm.zavolgiapravo@mail.ru.

Блог главы администрации Заволжского района Ульяновска Н.Х.Юмакулова:

Твиттер — https://twitter.com/AdmZavolgia


Общие сведения

    В последние годы в России широко обсуждается проблема коррупции, что стало следствием признания негативности влияния этого явления на развитие экономики, политики и в целом на общество.

    Законодательство России долгое время не содержало дефиниции понятия «коррупция». В статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» этот термин определён следующим образом:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

    Под противодействием коррупции законодатель предложил понимать деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Ратификация в 2006 году Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию выявила необходимость имплементации норм этих международных договоров в правовую систему России. В июле 2008 года Президентом Российской Федерации (далее – РФ) утвержден Национальный план противодействия коррупции, в настоящее время утративший силу, который определил основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции, установление административной ответственности юридических и физических лиц за совершение коррупционных правонарушений, уточнение требований к должностным лицам, замещающим должности в различных органах, возложение на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей, законодательного развития механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и другое.

Согласно пункту 3 статьи 90 Конституции России  указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Поэтому для практической реализации положений Национального плана противодействия коррупции требовалось внесение соответствующих изменений в законодательство и, в частности, принятие специального закона о противодействии коррупции.

В 2010 году Президентом России утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы. Значимость мер по предупреждению коррупции изложена в подпункте «б» пункта 7 раздела 3 Национальной стратегии противодействия коррупции.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции, действующей до настоящего времени, определено искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Перечень этих направлений в целом охватывает меры по предупреждению коррупции, установленные Конвенцией ООН против коррупции, однако механизм их реализации не предполагает создания какого-либо специального постоянно действующего органа, уполномоченного в области принятия мер по предупреждению коррупции, а фактически возлагает ответственность за успешность ее предупреждения на руководителей соответствующих органов и должностных лиц.

В марте 2012 года утверждён третий по счёту Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, конкретизировавший меры в области противодействия коррупции. Правительству России поручалось создать эффективную систему «обратной связи», позволяющей государству корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации о её результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества, что в дальнейшем воплотилось в создание так называемого Открытого правительства. Другим поручением стало внедрение единого портала бюджетной системы РФ в целях формирования дополнительных механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений и повышения эффективности деятельности органов государственного управления и качества принимаемых ими решений. Этот портал создан и расположен в сети «Интернет» по адресу http://www.budget.gov.ru. Национальный план предусмотрел установление единых требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции, что было утверждено в ноябре 2012 года. Кроме этого, введено требование о проведении исследований общественного мнения по оценке уровня коррупции в России и эффективности принимаемых антикоррупционных мер.

    Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит ряд дополнительных мер по предупреждению коррупции, направленных на необходимость осуществления анализа практики правоприменения нормативных актов по противодействию коррупции, повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные антикоррупционные программы и другое.

    Национальная стратегия и национальные планы противодействия коррупции определили направления предупреждения коррупции. Утверждение специального антикоррупционного законодательства стало основой для совершенствования старых форм предупреждения коррупционных проявлений и для возникновения новых.

    На основании вышеизложенных нормативных правовых актов РФ были сформированы правовые основы профилактики коррупции в субъектах РФ и на местном уровне. Эти юридические акты можно разделить на две группы. Первую группу составляют акты и (или) их отдельные положения, утверждённые во исполнение правовых актов федерального уровня.

Правовыми актами государственных органов Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области урегулирована деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих. В Правительстве Ульяновской области этот вопрос урегулирован специальным распоряжением и соответствующим постановлением. Отдельными правовыми актами установлен перечень должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые и при замещении которых лица обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе, обязательстве имущественного характера и имущественных правах членов своей семьи, а также порядок предоставления лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ульяновской области и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах. Аналогичные правовые акты имеются в администрации города Ульяновска: распоряжение администрации города Ульяновска от 19.11.2012 № 425-р «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации города Ульяновска обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и распоряжение администрации города Ульяновска от 20.07.2012 № 285-Р «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации города Ульяновска, и муниципальными служащими администрации города Ульяновска сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

    В государственных и муниципальных органах утверждены порядки уведомления служащими о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений (в администрации города Ульяновска: распоряжение Главы города Ульяновска от 17.03.2010 № 28-Р «Об утверждении порядка уведомления муниципальными служащими мэрии города Ульяновска о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений» ). Однако в отличие от федерального законодательства в Ульяновской области была установлена дополнительная мера материального поощрения государственных служащих за такие уведомления в виде единовременной денежной выплаты в размере 3 тыс. рублей. Важность такой меры заключается вовсе не в размере выплаты, а в демонстрации государством одобрения таких уведомлений.

    Отдельный блок правовых актов составляют утверждённые во всех государственных и муниципальных органах порядки проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Экспертиза правовых актов Губернатора и Правительства области проводится согласно утверждённому в 2011 году порядку, заменившему ранее действовавшее положение.

    С 2009 года меры по противодействию коррупции в государственных и муниципальных органах обобщаются в специальных ведомственных и муниципальных программах и планах мероприятий. Одна из первых таких программ была утверждена в муниципальном образовании «город Димитровград» Ульяновской области. Первоначально утверждённые программы и планы противодействия коррупции излагали уже утверждённый другим законодательством перечень мер. С 2013 года такие программы стали готовиться в государственных и муниципальных органах по единому типовому проекту, разработанному Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области, и предусматривают специальные меры по предупреждению коррупции в соответствующем органе и подведомственных ему учреждениях. Одна из первых таких программ была утверждена в муниципальном образовании «город Ульяновск».

    Ко второй группе правовых актов в области предупреждения коррупции в Ульяновской области следует отнестинормативные источники права, принятие которых произошло по собственной инициативе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В Ульяновской области собственные правовые основы предупреждения коррупции стали закладываться до утверждения специальных правовых актов РФ. Ульяновская область стала одним из первых субъектов РФ, создавших региональный координационный совет по реализации антикоррупционной политики. За полтора года до утверждения соответствующего федерального закона в июне 2007 года был утверждён Закон Ульяновской области от 05.06.2007 № 77-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области». В июле 2008 года утверждена областная целевая программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2008-2012 годы».

    Практика применения названных правовых актов выявила потребность в едином центре, координирующем реализацию установленных антикоррупционных мер. С этой целью в начале 2009 года учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, который вместе со специально созданным аппаратом Уполномоченного представлял собой отдельный государственный орган, наделённый полномочиями в области предупреждения коррупции. С правовой точки зрения решение об учреждении такой должности основывалось на положениях статьи 6 Конвенции ООН против коррупции, которой определено, что каждое государство-участник обеспечивает наличие органа или органов, осуществляющих предупреждение коррупции. Ульяновская область, следуя этим положениям и опираясь на закрепленное в статье 76 Конституции РФ право субъекта РФ осуществлять правовое регулирование в сферах, не урегулированных федеральным законодательством и не противоречащих ему, стала первым и пока единственным российским регионом, учредившим дополнительные меры в области противодействия коррупции и централизовавшим их в полномочиях специального органа.

    В 2012 году при участии Уполномоченного по противодействию коррупции подготовлена новая редакция регионального закона о противодействии коррупции, которая дополняет перечень мер по профилактике коррупции, установленный Федеральным законом «О противодействии коррупции». Наиболее эффективной составляющей данного закона является проведение антикоррупционного анализа нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов. Эта мера направлена на выявление коррупциогенных факторов и зон коррупционного риска в тех случаях, когда разработчики таких актов не выявили, либо выявили, но не устранили нормы, способствующие проявлениям коррупции. Не менее значимым направлением является проведение антикоррупционного мониторинга и выявление зон коррупционного риска в деятельности государственных органов и подведомственных им государственных учреждениях.

    В целях реализации в Ульяновской области одного из важнейших принципов противодействия коррупции, установленного Федеральным законом «О противодействии коррупции» – принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в мае 2011 года Губернатором Ульяновской области принято и утверждено распоряжение «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Ульяновской области», а в марте 2012 года распоряжение, обязывающее руководителей исполнительных органов государственной власти Ульяновской области при выявлении случаев неправомерного, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств проводить в отношении виновных лиц служебные проверки и при установлении вины привлекать соответствующих лиц к ответственности.

    В 2010 году Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и сотрудниками его аппарата подготовлен и внесен на рассмотрение Правительства Ульяновской области проект обновлённого перечня мероприятий областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2008-2012 годы», после утверждения которого в 2011-2012 годах изданы правовые акты, регулирующие порядок проведения конкурса на выделение субсидий из областного бюджета Ульяновской области некоммерческим организациям, принимавшим участие в реализации антикоррупционной политики.

    Отдельные программные мероприятия стали основой для утверждения ряда правовых актов в области профилактики коррупции. По аналогии с конкурсами, проводимыми федеральными органами власти, в соответствии с правовыми актами, утверждёнными Правительством Ульяновской области, в 2009 году был проведён конкурс среди средств массовой информации Ульяновской области «СМИ против коррупции», а с 2010 года ежегодно проводится конкурс средств массовой информации Ульяновской области «Борьба с коррупцией – дело каждого».

    Сформированные в Ульяновской области правовые основы предупреждения коррупции наряду с мерами, установленными федеральным законодательством, регулируют принятие дополнительных мер в сфере предупреждения коррупционных проявлений. При этом Ульяновская область имеет преимущество перед федеральным центром в виде наличия государственного органа, уполномоченного в области координации и исполнения мер по предупреждению коррупции. Наличие подобного органа в структуре федеральных органов власти увеличило бы эффективность предупредительных антикоррупционных мер, принимаемых в России.

    Таким образом, утверждённые нормативные документы последовательно имплементировали положения международных договоров России в области предупреждения коррупции и создали основу для минимизации коррупционных проявлений при функционировании различных государственных и муниципальных органов и их должностных лиц.

    Дальнейшее совершенствование правовых основ профилактики коррупции должно проводиться в направлении усиления контроля за реализацией уже установленных норм в этой области при непременном участии представителей гражданского общества и граждан.